Администрация Травковского сельского поселения
п. Травково, Боровичский район, Новгородская область

БОРОВИЧСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ

БОРОВИЧСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ.

Профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них

Обеспечение соблюдения законодательства о несовершеннолетних, профилактика преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними и в отношении них, является приоритетным направлением деятельности прокуратуры и правоохранительных органов.

Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляется Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в соответствии с которым профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Вопросы состояния преступности несовершеннолетних и преступлений, совершенных в отношении них, также находятся в сфере постоянного внимания.

Противодействие преступности несовершеннолетних

Несовершеннолетний, как любой гражданин, имеет права и обязанности и несёт юридическую ответственность за свои поступки перед государством и обществом. Наказание и вид ответственности зависит от тяжести совершенного поступка и возраста его совершившего. 

Уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности, который наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений. По общему правилу к уголовной ответственности за любое преступление, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации может быть привлечен человек с 16 лет, однако, существует большой перечень преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет (все они указаны в статье 20 Уголовного кодекса), например: убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кража (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267) и другие преступления.

Государство стремится не допускать совершения преступлений и осуществляет различные мероприятия по противодействию и профилактики преступности, в том числе преступности несовершеннолетних.

Основными задачами в этом направлении являются:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят, в том числе, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости. 

Именно к ним может обратиться несовершеннолетний гражданин за помощью в случае нарушения его прав, попаданием в сложную жизненную ситуацию. Также это могут сделать и родственники, если замечают, что несовершеннолетний попал в плохую компанию, занялся антиобщественной деятельностью. Важно понимать, что преступление лучше предотвратить, не допустить его совершения, чем потом столкнуться с негативными последствиями.

Разъяснение законодательства о мерах по предупреждению коррупции в организациях

Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции предусмотрена ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В рамках указанных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы, в т.ч. положение о комиссии по противодействию коррупции, кодекс этики и служебного поведения работников, положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации, план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.

Кроме того, положения о противодействии коррупции могут включаться также в трудовые договоры с сотрудниками и в договоры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации.

Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для определенной категории лиц, работающих в организации, в т.ч. руководства организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; работниками, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит и т.д.

При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

Изменения в законодательства в сфере противодействия коррупции

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2022
№ 1301 внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Согласно внесенным изменениям проверка полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности, которые обязаны предоставлять такие сведения, а также членов их семьи, соблюдения запретов и ограничений, требований о предотвращении конфликта интересов, будет осуществляться в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон».

Изменения предусматривают предварительное рассмотрение обращения гражданина, который замещал соответствующие должности в государственном органе, о даче ему согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если в его должностные обязанности входило управление вышеуказанными организациями, в течение 2 лет со дня увольнения с государственной службы. В ходе рассмотрения обращений могут быть запрошены необходимые документы, объяснения, по результатам - составляется мотивированное заключение.

Кроме того, уточнен порядок определения стоимости подарка, полученного отдельными категориями госслужащих при исполнении своих служебных (должностных) обязанностей. В случае, если получен подарок, изготовленный из драгоценных металлов и (или) других драгоценных камней, и в отношении него не поступало заявление о выкупе, то данный подарок подлежит передаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

Повышена мера ответственности за совершение действий в целях подрыва основ конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства

    Федеральным законом от 14.07.2022 № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в уголовно-процессуальное законодательство.

    В частности, установлена уголовная ответственность за нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети «Интернет» и сети связи общего пользования; сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией; публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства; нарушение требований по защите государственной тайны.

   К государственной измене отнесено совершение действий, связанных с переходом на сторону противника в условиях вооруженного конфликта или военных действий против Российской Федерации.

   Ужесточена ответственность за участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью третьей статьи 208 УК РФ). Деяние наказывается лишением свободы на срок от 7 до 15 лет (ранее – от 3 до 7 лет).

Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

Ускоренное внедрение цифровых технологий в жизни общества помимо положительных аспектов, имеет и негативную (криминогенную) сторону.

Информационно-телекоммуникационные технологии (далее- ИТТ) преимущественно используются при совершении преступлений против собственности, а также в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Уязвимость внедряемых в финансово-кредитную сферу инновационных технологий и их активное применение на практике эксплуатируют мошенники, совершая посягательства на имущество граждан и организаций на принципиально новой высокотехнологичной основе.

Государство на законодательном уровне реагирует на сложившуюся обстановку. Так, федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» усилено наказание за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств до 6 лет лишения свободы. При этом уголовная ответственность наступает не только за совершение хищений с использованием банковских карт (их реквизитов и контрольной информации), но и иных электронных средств платежа («электронные кошельки», другие платежные сервисы).

Принятие Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств» и запуск автоматизированных систем Банка России «ФинЦЕРТ» и «ФидАнтифрод» расширили возможности кредитных организаций по выявлению и блокированию транзакций, имеющих признаки перевода денежных средств без согласия клиента, и возмещению ущерба от них.

В интегрированный банк данных федерального уровня (далее ИБД-Ф) Главного информационно-аналитического центра МВД России введен в эксплуатацию модуль «Дистанционное мошенничество». Анализ содержащейся в базе данных информации свидетельствует о возможности установить сведения о причастности уличенного в совершении преступления лица к совершению иных преступлений в сфере ИТТ с использованием им тех же номеров телефонов, банковских карт, адресов используемых сайтов и т.д. Таким образом, при установлении лица, совершившего хотя бы один преступный эпизод с использованием тех же средств, возможно отследить и иные совершенные им преступления в любом регионе страны.

Что понимается под компьютерной информацией?

Из пункта 1 примечаний к статье 272 УК РФ под компьютерной информацией понимаются любые сведения (сообщения, данные), представленные в виде электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Такие сведения могут находиться в запоминающем устройстве электронно-вычислительных машин и в других компьютерных устройствах (далее – компьютерные устройства) либо на любых внешних электронных носителях (дисках, в том числе жестких дисках – накопителях, флеш-картах и т.п.) в форме, доступной восприятию компьютерного устройства, и (или) передаваться по каналам электрической связи.

При этом к числу компьютерных устройств могут быть отнесены любые электронные устройства, способные выполнять функции по приему, обработке, хранению и передаче информации, закодированной в форме электрических сигналов (персональные компьютеры, включая ноутбуки и планшеты, мобильные телефоны, смартфоны, а также иные электронные устройства, в том числе физические объекты, оснащенные встроенными вычислительными устройствами, средствами и технологиями для сбора и передачи информации, взаимодействия друг с другом или внешней средой без участия человека), произведенные или переделанные промышленным либо кустарным способом.

По смыслу части 1 статьи 272 УК РФ в качестве охраняемой законом компьютерной информации рассматривается как информация, для которой законом установлен специальный режим правовой защиты, ограничен доступ, установлены условия отнесения ее к сведениям, составляющим государственную, коммерческую, служебную, личную, семейную или иную тайну (в том числе персональные данные), установлена обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации и ответственность за ее разглашение, так и информация, для которой обладателем информации установлены средства защиты, направленные на обеспечение ее целостности и (или) доступности.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie