За 2023 год УФНС России по Новгородской области проведено 13 выездных налоговых проверок (ВНП) налогоплательщиков. По итогам ВНП (результативность проверок - 100 %) дополнительно начислено в бюджет 598 млн рублей.
В следственные органы для возбуждения уголовного дела передано 7 материалов налоговых проверок на общую сумму неуплаченных платежей в размере 357 млн рублей.
Основными нарушениями, выявленными в ходе ВНП, являются неправомерные включения в состав расходов вычетов по счетам-фактурам, которые содержат недостоверные, неполные (противоречивые) сведения в отсутствие реального приобретения подрядных работ и товаров от заявленного контрагента.
В 2023 году проведены 104 проверки соблюдения валютного законодательства, по результатам которых составлено 127 протоколов об административном правонарушении, вынесено 115 постановлений о назначении административного наказания, сумма предъявленных штрафных санкций составила 1,6 млн рублей.
По данным налоговой отчетности, за 2023 год должностными лицами Управления проведено 184,7 тыс. камеральных налоговых проверок (КНП). Нарушения установлены в ходе 8,8 тыс. КНП (4,8 % от общего числа проведенных проверок), дополнительно начислено в бюджет 255,3 млн рублей.
Основные нарушения, выявляемые в ходе камеральных налоговых проверок: представление налоговых деклараций с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока; неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы; неправомерное применение вычетов; представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения; уменьшение сумм исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов в завышенном размере и др.
В процессе проведения камеральных проверок, в том числе после направления налоговым органом требований о представлении документов или уведомлений с требованием о предоставлении пояснений, налогоплательщиками представлено 4,2 тыс. уточненных деклараций с суммой, увеличивающей налоговые обязательства на 968,6 млн рублей.
За 2023 год налоговыми органами области проведена 201 камеральная проверка обоснованности возмещения НДС. По результатам проверок признано необоснованным предъявление к возмещению из бюджета НДС в сумме 2,2 млн рублей. Причинами отказа в возмещении НДС являются: неправомерное предъявление к возмещению НДС по работам, факт выполнения которых не подтвержден; неправомерное заявление к вычету НДС при отсутствии подтверждающих документов (счета-фактуры, товаротранспортные, товарные накладные, акты выполненных работ); неправомерное применение вычетов по неподтвержденному контрагенту.
По результатам камеральных проверок 53,8 тыс. актуальных деклараций формы 3-НДФЛ, представленных физическими лицами в 2023 году, доначислено в бюджет 13 млн руб., отказано в возврате НДФЛ на сумму 30,9 млн рублей. Вынесено 536 решений по расчетам от продажи или дарения, сумма доначислений составила 40,3 млн рублей. Основным нарушением по данному направлению является неправомерно заявленные налоговые вычеты (имущественные, социальные, инвестиционные, профессиональные), занижение налогооблагаемой базы в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества (менее 70% от кадастровой стоимости имущества).
В течение 2023 года Управлением проводились мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ), направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - объявление предостережения, профилактический визит.
В отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц объявлено 502 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, проведено 253 профилактических визита по вопросам порядка и правил применения ККТ. Проведено 19 контрольных закупок, установлено 17 случаев неприменения ККТ и 2 случая невыдачи кассового чека покупателю. По результатам проверок предъявлены штрафные санкции в сумме 95 тыс. рублей.
В Новгородской области продолжается реализация отраслевых проектов
С 2024 года Федеральная налоговая служба возобновила реализацию отраслевого проекта «Общественное питание». Также продолжается реализация отраслевого проекта «РЫНКИ». Цель проектов – исполнение кассовой дисциплины, выведение из теневого сектора недобросовестных налогоплательщиков, создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса, а также защита прав потребителя.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания и розничной торговли, обязаны применять ККТ при осуществлении расчетов. Пользователь ККТ обязан выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе и (или) направить его в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленный покупателем до момента осуществления расчета.
Следует отметить, что на предприятиях общепита и розничной торговли допускаются нарушения кассовой дисциплины. В УФНС России по Новгородской области поступают обращения граждан о возможных нарушениях законодательства о применении ККТ, порядка выдачи и оформления чеков.
Региональное Управление проводит мониторинг предприятий торговли и общепита в части расчетов с покупателями. Посредством современной IT-системы АСК «ККТ» в онлайн-режиме отслеживаются все осуществляемые транзакции. Полученные данные позволяют сделать выводы, что объекты общепита пытаются минимизировать свои доходы за счёт неприменения ККТ. Аналитические инструменты автоматически выявляют основные риски отрасли: «молчащие» кассы в выходные дни и вечернее время, формирование чеков до определенной суммы, часы простоя.
Участниками проекта «Общественное питание» в регионе стали 232 объекта - кафе и рестораны с полным ресторанным обслуживанием, кафетерии, рестораны быстрого питания и самообслуживания. Отбор объектов проводится по критериям, определенным ФНС России.
В 2023 году на территории Новгородской области выявлено 521 нарушение законодательства о применении ККТ. Наиболее распространенные нарушения кассовой дисциплины в данном сегменте - неприменение ККТ при осуществлении наличных и безналичных расчетов при оказании услуг общественного питания, в том числе и через сервисы доставки еды. Под видом кассового чека выдаются иные нефискальные документы, не имеющие юридической силы, и не являющиеся доказательством оплаты. Такими документами могут быть «предварительные чеки», где указаны наименования заказанных блюд и сумма заказа, «слип-чеки» или терминальные чеки при оплате картой и другие документы, имеющие название отличное от «кассовый чек».
При оказании услуг общественного питания возникают ситуации, когда клиент осуществляет предоплату или вносит аванс за совершенный заказ (например, за оказание услуг по организации банкета в зале ресторана или кафе). В таком случае покупателю должны выдать два кассовых чека: первый чек при внесении предоплаты, а второй при окончательном расчете за товар или услугу после проведения банкета.
Выдача клиенту вместо кассового чека другого документа, подтверждающего внесение предоплаты, недопустима. Любой покупатель, получив кассовый чек с QR-кодом, может проверить добросовестность продавца и легальность осуществляемой им деятельности через мобильное приложение ФНС России «Проверка чека». Для граждан использование мобильного приложения позволяет создать дополнительную защиту своих прав как потребителей, побуждает бизнес к соблюдению кассовой дисциплины, а налоговым органам – оперативно выявлять нарушения в сфере применения ККТ.
УФНС России по Новгородской области рекомендует покупателям товаров и получателям услуг требовать кассовые чеки при совершении покупок или получении услуг. Кассовый чек – это гарант защиты прав потребителей, а его выдача – законодательно установленная обязанность каждого продавца.